Проверки ФАС в сфере рекламы

Проверки ФАС в сфере рекламы

Государственный надзор в сфере рекламы путем проведения внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе осуществляется ФАС России и его территориальными органами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Приказом ФАС России от 09.12.2020 года № 1203/20 утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного надзора в сфере рекламы путем проведения внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе (вступает в силу с 1 января 2021 года).

Права должностных лиц антимонопольных органов при осуществлении государственной функции:

  • запрашивать и получать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне необходимые для исполнения государственной функции документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме;
  • осуществлять проверку соблюдения требований законодательства о рекламе юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
  • получать при предъявлении ими служебных удостоверений и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении проверки беспрепятственный доступ на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения (за исключением жилища проверяемого лица);
  • передавать материалы проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности в случае, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации, контроль исполнения которого не входит в компетенцию антимонопольного органа.

Результатом исполнения государственной функции является акт проверки о результатах проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, направляемый проверяемому лицу.

Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

Дата начала проверки определяется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о ее проведении.

Критериями принятия решения являются полнота и достоверность сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении антимонопольного органа документах, а также их достаточность для принятия решения о наличии или отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях (бездействии) проверяемого лица.

Способом фиксации результата проведения документарной и выездной проверки являются мотивированные запросы антимонопольного органа, направляемые проверяемому лицу, и ответы проверяемого лица на такие запросы.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах проверяемого лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, образцы рекламных материалов, иные материалы и документы, используемые при осуществлении им деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний антимонопольного органа и послужившие для основания проверки.

Критериями принятия решения являются сведения, содержащиеся в акте проверки, возражениях проверяемого лица (в случае их поступления), иных материалов проверки.

Заместитель руководителя антимонопольного органа по результатам рассмотрения акта проверки, возражений проверяемого лица (в случае их поступления), иных материалов проверки принимает следующее решение (решения):

  • о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в порядке, предусмотренном правилами рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
  • о передаче материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности в случае, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации, контроль исполнения которого не входит в компетенцию антимонопольного органа;
  • о передаче материалов проверки в структурное подразделение (отдел территориального органа), проводившее проверку, в случае отсутствия оснований для принятия мер реагирования.

Способом фиксации результата принятия мер по результатам проверки является решение заместителя руководителя антимонопольного органа, которое осуществляется путем проставления им подписи на служебной записке, обосновывающей необходимость возбуждения дела или проставления им соответствующей резолюции на служебной записке, направляемой вместе с актом проверки, в течение не менее чем пяти рабочих дней со дня поступления ему соответствующей служебной записки.

Жалобы в антимонопольный орган

Граждане, их объединения и организации в случае нарушения Регламента вправе обратиться с жалобой в антимонопольный орган.

Жалоба может быть представлена на личном приеме, осуществляемом должностным лицом антимонопольного органа, направлена почтовым отправлением или в электронной форме с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа, их должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе осуществления государственного надзора, в досудебном (внесудебном) порядке.

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является жалоба, направленная в антимонопольный орган.

Заявители имеют право направить жалобу в письменной форме или в форме электронного документа.

Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно посредством заполнения специальной формы на официальном сайте ФАС России, направления по электронной почте, через портал государственных и муниципальных услуг (функций), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Заявитель в письменной жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование антимонопольного органа, либо фамилию, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) (в случае подачи жалобы от имени физического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на жалобу, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит подпись и дату. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.

В жалобе, поступившей в антимонопольный орган в форме электронного документа, заявитель в обязательном порядке указывает наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон либо свои фамилию, имя, отчество (при наличии) (в случае подачи жалобы от имени физического лица), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме.

При рассмотрении жалобы руководитель антимонопольного органа рассматривает:

  • документы, представленные заявителем;
  • материалы и объяснения, представленные должностным лицом;
  • результаты исследований, проверок.